Товарищество передвижных художественных выставок.
XXI век (Санкт-Петербург)

     
 
Главная
Галерея
Статьи
Выставки
Новости
Музыка и стихи
Контакты

 

Статьи

Молев А.В.

Молев Александр Валентинович, род. 1952 г.- скульптор.

Молев А.В. - На коньках Представитель петербургской скульптурной школы, закончил Художественное училище им. В.А.Серова, 1976г. и Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина, 1984г. Стажировался в мастерской М.К. Аникушина.

Автор многочисленных станковых работ, с конца 1990-х в основном работает с деревом. Его работы легко отличимы как по технике, так и по манере исполнения. Несмотря на некоторый схематизм персонажей в фигурных работах, отчасти обусловленный покрытием из кусков латуни различных оттенков геометрических форм (т.н. лоскутно-покрывная техника), их почеркнутую обезличенность, все они обладают ярко выраженные, нередко гротескные, Звездочет черты. Как правило, пластика скульптуры направлена на подчеркивание какого-то характерного или профессионального движения («Звездочет» (1994), «Хоккеист»(2001), «На самокате» (2001), «Игра в жмурки» (2001) и др.). Динамизм в каждой из этих работ различен. Если в работе «На самокате» движение словно имеет непосредственный выход наружу, то в «Звездочете» неподвижная фигура лишена статичности за счет умело переданной напряженной позы. У зрителя имеется возможность проследить сразу два разнородных движения в этой стоящей фигуре - через руки, упрямо направляющие зрительную трубу в звездное небо и домысливаемого самим зрителем взгляда в космос.

Исключительно интересной, хотя во многом эскизной, работе «Борцы», в очень невыгодной для выявления динамики композиции, в которой нет места резким диагоналям и разбросу масс наглядно видна энергия, которой заряжены спортсмены.

Человек с лодкой Подавляющее большинство работ не портретны, но они столь же обобщенны, сколь и индивидуальны. «Человек с лодкой» (олово, латунь, 1994), «На коньках» (дерево, латунь 1998) и др. представляют нам как бы одного и того же героя в разных состояниях. Жанр произведений Молева определить довольно сложно, но в большинстве случаев прослеживается сюжет, а персонажи воспринимаются чересчур увлеченными своими действиями, подчас подчеркнуто шаржированными («Веселый двор» (2000), «Правой!» (1995), «Игра в жмурки»), ироничный, слегка насмешливый взгляд скульптора на своих героев - одна из особенностей творчества художника, владеющего незаурядным мастерством передавать отдельные качества человеческой натуры.

Собранные на отдельной выставке произведения художника словно являют зрителю представителей какого-то иного, ирреального мира. Многие, даже станковые работы отмечены монументальностью скульптуры. К таковым, прежде всего, следует отнести знаменитую «Крысу» и «Сторожа» (1992). Эти произведения - наглядный пример мастерства скульптора создавать одновременно лаконичную и выразительную форму. Другим отличительным признаком, характеризующим работы Молева является его способность заключать фигуры в формы, подчеркивающие неразрывную связь с объемом. Это относится и к парковой работе «Апостол Петр» на ул.Турку, С.-Петербург. Полное ощущении цельности объема возникает при знакомстве со многими работами художника.

Возможно, со временем, когда автор предложит другие свои произведения и появятся его подражатели, можно будет говорить о каких-то других стилеобразующих признаках, но пока трудно говорить о каком-то определенном направлении, в котором работает скульптор. Тем не менее, очевидно, что автор равноудален от бесфигуративного, бесформенного искусства и от реализма в его традиционном восприятии. Совершенно забытый у современных скульпторов натюрморт оригинален и у Молева («Натюрморт»), но в сочетании с его декоративными панелями в той же лоскутной технике выглядит, во всяком случае, свежо и интересно.

Произведения художника приобретены ГРМ, Музеем городской скульптуры (С.­Петербург), ГТГ (Москва), Ярославским художественным музеем, Вологодской областной картинной галереей.

Валерий Выборжанин

All right reserved © 2006-2015