Товарищество передвижных художественных выставок.
XXI век (Санкт-Петербург)

     
 
Главная
Галерея
Статьи
Выставки
Новости
Музыка и стихи
Контакты

 

Статьи

Николай Репин

Николай Репин. Февраль Творчество Народного художника России Николая Никитовича Репина, художника и педагога, профессора Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина Российской Академии художеств, демонстрирующее различные грани его дарования, широко известно художественной общественности Петербурга. Мы впервые с такой полнотой знакомимся с живописными полотнами и графическими работами одного из интересных и оригинальных художников наших дней.

Николай Репин. Наташа на веранде Николай Репин пишет мир, который его окружает, в который он влюблен, - свой город, близких ему людей, пейзажи, благодаря чему все это получает удивительную жизненность. Живописный образ мира у каждого художника складывается по-разному, так как он различно окрашен для каждого, и не только зрительное впечатление, а вся сумма восприятия действительности создает этот образ.

У художника есть свои творческие пристрастия, создающие особенности его искусства. Он небезразлично воспринимает реальность - не все голоса он одинаково улавливает - он улавливает и выделяет лишь то, что созвучно его душе, и в этом, собственно, основа творческой индивидуальности мастера, его неповторимого живого языка. Тема Родины, тема России - основной лейтмотив, одухотворяющий каждое его создание.

Николай Репин. Пушкин Все эти мысли и раздумья невольно приходят в голову, когда знакомишься с творчеством петербургского живописца Николая Никитовича Репина. Все созданное мастером за 35 лет творческой деятельности поражает нас высокой зрелостью мастерства, не склонностью к формотворчеству и неуемной работоспособностью, благодаря которой ему удалось создать так много произведений, удивляющих своей многогранностью: здесь и цикл росписей, и многочисленные картины, находящиеся в различных музеях нашей страны и приобретенные зарубежными галереями, и портреты, и пейзажи, графика, подкупающие нас своей влюбленностью во все живое и прекрасное.

Художник принадлежит к предвоенному поколению так называемых "подранков", которых война задела своим черным крылом, оставив неизгладимый след в их душах. Отсюда острота восприятия окружающего, ибо трагический лик всегда глубоко памятен, необыкновенная человечность от перенесенных бед и страданий со своим народом, наконец, одухотворенность, которая давала возможность видеть, по словам поэта, "за горами горя солнечный край непочатый"... Над всем этим поколением довлела "гравитация" победителей, которые были для него героями, спасителями Отечества. Все это не могло не определить усложненное восприятие художником мира, черты исповедальности по отношению к жизни, человеку и природе.

Николай Никитович Репин Николай Репин родился 25 октября 1932 года на Курщине, в соловьином краю, где прошло его детство - мир, подобный мифу, о котором он будет помнить, живя на Кубани в станице Урупской. Нужно сказать, что эта "смещенность" в пространстве и новизна окружения в таком хрупком возрасте оказывает очень сильное воздействие на пробуждение раннего дарования. Так произошло и с Н.Репиным - дар художника в нем раскрылся очень рано. Родной угол казался таким необычайным: с домиками станицы под потемневшими камышовыми крышами и оттого с ослепительно белоснежными стенами, с песчаными речками улиц в низких глиняных берегах, медленно проплывающими мажарами, навьюченными сеном и похожими на одногорбых верблюдов. Широким разливом уходит станица в вал полей, лугов, степей, в тишь серебряных рассветов, в голубое марево неба. Хаты, ветряные мельницы, церковь с позолоченным куполом, излучина река Кубани, играющая серебристыми переливами, и над всем этим- голубой простор, словно над ним поработал нерукотворный мастер, с которым всю жизнь будет "соревноваться" живописец. Все это глубоко запало в детскую душу, как Родина, Россия, юг которой, этот праздник цвета и молодости, давал и дает силы на годы многим творцам. А еще рядом всегда люди - такие близкие, родные, знакомые до каждой лучистой морщинки, до солнечного блика в озорных глазах, насквозь пропитанных солнцем, на темных, отливающих бронзой лицах. Все это отмечал глаз будущего художника, он открывал для себя живопись, которая становилась его страстью. С ощущения чуда-превращения краски в цвета окружающего мира - начался путь юного художника.

И вот, после окончания десятилетки, в 1952 году он приезжает в Ленинград - город своей мечты - город своей мечты - учиться высокому искусству. Сначала это было художественное училище, а затем - Академия художеств, где он учится в монументальной мастерской академика А.А.Мыльникова.

Николай Репин. Пушкин. Вечер В этой мастерской уже обозначились индивидуальные черты творчества художника, развиваемые им на протяжении последующих лет. Его неудержимо влечет познание натуры, ее пластической и образной сути, точность композиционных решений и выразительность формы. Было время "анатомирования" формы, а затем наступило время синтеза. С этой целью художник копировал старых мастеров, открывая секреты их мастерства воплощения целостности художественного образа.

Его дипломная работа, это определенный этап зрелости художника, была признана одной из лучших и дала направление его последующей работе.

Николай Репин. Натюрморт с яблоками "В те годы, - вспоминает Николай Репин, - я открыл для себя искусство иконописи Рублева, живопись Серова, Врубеля, Матисса с их тайной, заключенной в том, что мир есть своеобразный живой красочный поток бытия. Я начал ощущать цвета как музыкальные гаммы: как они горят и гаснут, как влияют на человека своим меняющимся ритмом".

Николай Репин. Музицирование Николай Репин - один из тех мастеров, кто в эклектичном искусстве наших дней, пропитанном эмпиризмом, сохраняет гармоничное восприятие мира и человека, напоминая этим мастеров прошлого. Художник унаследовал у взрастившей его эпохи то скрытое судьбоносное качество, которое свойственно традиции русской художественной культуры. Однако новый виток земной истории и изменения в сознании людей, в науке и других проявлениях современной жизни требуют иного качества искусства реализма. И если мастерам русского авангарда, совершившим эстетическую революцию в начале века, было свойственно трагическое, катаклическое ощущение жизни, то новая эпоха требует более гармоничных образов и форм. Это новое видение художник воплощает в таких картинах как "Блокада" (1985), "Мирное утро" (1985), "Сплавщики" (1983), "Освобождение" (1991), "С Победой" (1995). Художник не утрачивает ощущения жизнеутверждающего начала в человеке даже при изображении драматических коллизий. Так, в картине "Блокада", при общей гармонии серо-коричневых тонов, передающих образ гибнущего, но непокоренного города, художник находит неповторимые детали. Это и мрачный, багровый дым пожарищ, чудовищным драконом повисший над городом, и скрипящий на стекле мороз, точно человек дотронулся до покрытого инеем железа, и фигура блокадной женщины, стоящей у окна, полной щемящего ощущения одиночества и печали.

Казалось бы, привычные мотивы Н.Репин умеет воссоздать так, что они выглядят словно открытые впервые. Так, в картине "Мирное утро" он изображает мать с ребенком; краски светлы и лучезарны, олицетворяя утро нового мира. Интересны две другие картины: "Литейщики" и "Сплавщики". Внешняя грубость рабочих, переданная общей шероховатой манерой письма и точно найденными типажами, раскрывает добрый и непосредственный мир людей труда.

Николай Репин. С Победой Итогом многолетних раздумий о войне, мучительным желанием "вернуться с войны навсегда" стала одна из лучших композиций художника последних лет "С Победой". На холсте мы видим крупную узловую станцию где-то в Прикубанье, с портретом вождя и пестрой толпой встречающих и возвращающихся с победой. Под огромным раскинувшимся небом есть счастливые и несчастные. Оригинальность этой большой композиции состоит в том, что все происходящее увидено как бы со стороны подростка, который находится тут же, среди встречающих. Его глазами мы видим опаленные войной фигуры солдат среди близких и родных.

"Многие персонажи картины, - говорит художник, - мне хорошо знакомы с детства и носят почти портретный характер. Я помню тяжелую печать усталости на лицах женщин и горечь потерь в ранних морщинках, но также и счастливую радость встречи". Отсюда-то и идет такая убедительная правда всего изображенного.

Эта работа глубоко психологична. Она вся словно пропитана человеческой душевной теплотой и красотой. Легкая пленэрная живопись сочетает в себе интимность и декоративность, монументальность и пронзительную, звенящую силу цвета. Картина построена на контражуре, определяющем мажорный тон в решении композиции. Она написана как бы на одном дыхании и стала для художника символом тех трагических и героических лет.

Николай Репин. Голова солдата Концепция целостного мира художником сохраняется также и в его не менее напряженных и целеустремленных поисках в области портрета. Говоря об особенностях искусства Н.Репина, проявившихся в этом жанре, необходимо отметить, что речь здесь идет о подлинности и глубине в раскрытии человеческих характеров. В кажущихся бытовыми позах портретируемых сквозит величавое спокойствие, благородство, почти ритуальная плавность жестов. "Портрет матери" поражает своей почти сказочной добротой и мудростью. В "Портрете Н.И.Андрецова" за внешней позой открывается удивительно поэтичная душа этого человека. "Портрет дочери" манит несказанным миром сокровенной радости и красотой молодости. Именно такой мир, обладающий огромной силой воздействия, находим мы у мастеров Возрождения, где жизнь духа и плоти взошла в прекрасных, возвышенных формах, озаренных бессмертием.


Анатолий Рощин



All right reserved © 2006-2015