Товарищество передвижных художественных выставок.
XXI век (Санкт-Петербург)

     
 
Главная
Галерея
Статьи
Выставки
Новости
Музыка и стихи
Контакты

 

Статьи

Лушникова Татьяна Львовна

Лушникова Татьяна. Деревня Нюхча Живопись Татьяны Лушниковой (р.1973г, г.Пенза) - счастливый и редкий пример удачного соединения традиции и новаторства. Для отечественного искусства рубежа XX-XXI веков - пример нехарактерный, но важный для осознания того факта, что реалистическое направление в целом не просто продолжает существовать, не просто еще играет важную роль, но и сохраняет способность к саморазвитию.

Лушникова Татьяна. У окна Истоки, дающие образцы правдивой по отношению к собственно искусству и узнаваемой живописи Т.Лушниковой лежат в ее творческом методе и мироощущении. В ее образах, как в свое время в балете Галины Улановой все строится на стремлении добиться отточенности в каждом элементе, без упора на внешне эффектные, но несложные для профессионала по исполнению приемы.

Лушникова Татьяна. Беломорские острова К числу таких работ принадлежат холсты "Беломорские острова" и "Карельские камни" (оба - 2003, х.м.). Как и в других работах обширного цикла на тему Русского Севера сюжет в них прост и лишен тех компонентов, которые однозначно исполняли бы роль эмоционального ядра, подобно инициалу в средневековой миниатюре.

Лушникова Татьяна. Карельские камни Постоянная работа на пленэре (только на Белом море состоялось шесть экспедиций с участием Т.Лушниковой) закрепили привитые еще в Академическом институте им. И.Е.Репина Российской академии художеств принципы художественного построения. Некоторые из них - задумывать картину сразу, целиком, выделяя главную идею; отход от чисто декоративного решения; выбор цвета как основного и объединяющего начала и дают те образцы, которые являются серьезным примером монументального в искусстве.

Лушникова Татьяна. Тишина севера Невольно Татьяна Лушникова вступает в заочный спор с мастерами так называемого "сурового стиля". Ее работы только на первый взгляд кажутся простыми, но во всех решениях нет никаких упрощений. Каждый элемент картины имеет необходимые связи с другими и подчинен определенной логике. Суровая красота северной природы в пейзажах петербургской художницы приобретает лирическую, негромкую и очень нужную составляющую, ту самую "русскую" ноту, почувствовать которую легко, а выразить сложно.

Лушникова Татьяна. Туманное утро К таким образам Татьяна Лушникова идет не спеша, вынашивая замысел подолгу, когда неделями, а когда и по году. Отказываясь от броских сюжетов, художница следует натуре, но не буквально.

"Для меня пейзаж и природа не просто красивое место, а одушевленный мир. Когда я попадаю в новое место, мне интересно создать образ этого места, именно этого, отличного от всех других. Найти тот ракурс, колорит и состояние природы, которые выражали бы глубину и характер природы именно в этом месте. Оно должно быть узнаваемым, но не фотографически точным. Приходится выстраивать композицию, переосмысливать, что-то изменять, чтобы создать уникальный образ... Иногда стремление к красоте и попытка точно передать пейзаж отвлекает от глубокой идеи, с которой должна создаваться картина."

Т.Лушникова

Лушникова Татьяна. Поморская деревня Показать особый характер места, как и его характерность для данного края легче всего удается в панорамных работах с объединяющим мотивом. Чаще всего таким мотивом для автора служит река или море- источник жизни для каждого помора.

Лушникова Татьяна. Движение моря Почти все наиболее значительные произведения на тему севера так или иначе связаны с водой. Водная стихия предлагается зрителю в самых разных вариациях: уходящая вперед порожистыми рукавами в "Карельских камнях" с явно нацеленной перспективой и спокойная с обжитыми берегами река в "Деревне Нюхча", легко обозреваемая благодаря нетрадиционному ракурсу; сливающиеся полосы воды и неба в "Уплывающих островах", "Вечернем солнце", "Движении моря" (все-2007, х.м.).

Еще один лейтмотив пейзажных работ - заброшенная деревня. Таинственность опустевших домов в пустынной тишине севера сложенная с какой-то силой, подталкивает зрителя к философии нашего бытия.

Лушникова Татьяна. Золотистая ночь Для тех, кто знаком с работами этого цикла Т.Лушниковой - хорошо знаком и еще один характерный штрих, своего рода авторский росчерк- свет в ее пейзажах, самый что ни на есть "северный" свет, его в картинах сразу подмечают все, кто хоть раз застал пору белых ночей. Венцом ее творчества на сегодняшний день является небольшая по размерам, но необыкновенно выразительная "Золотистая ночь" (2006, х.м.). Умирающая деревня в этой картине предстает в своей благородной красоте, золотистое свечение белой ночи здесь - словно мандорла для святых, а в целом - это реквием той патриархально правдивой жизни народа, от которой мы отказались, которую предали за неясные блага. Здесь хочется простить художнику и не совсем последовательную линию в организации планов, и преднамеренный отказ от четких акцентов в такой трудной задаче как цветовая перспектива. Но есть желание похвалить за путь поиска, по которому идет Татьяна Лушникова. Не всегда и не во всем она идет ровно, случается, что следы эксперимента остаются заметными в картине (например, "Белая ночь на Белом море" (2006, х.м.), "Остров" (2007, х.м.)). Но каждый поиск требует жертв и эти жертвы у Лушниковой не напрасны. Уверенно чувствуя себя в масляной живописи, она сознательно осваивает акрил ("Остров"). В смесях синего ультрамарина с черными марсами, фиолетового кобальта, пурпурного ультрамарина в тенях, синего кобальта полосы неба слышится неожиданно звонкая музыка, отличная от музыки тех же цветов в масле, но и здесь это музыка серьезного оркестра.

Лушникова предпочитает сложные цвета, оставляя в палитре несколько из них. Чаще всего - натуральную сиену, умбру, охру светлую, ультрамарин. Без имприматуры, от подмалевков до законченного в несколько сеансов картины завершает художник когда-то давно задуманный образ.

Лушникова Татьяна. Остров Наверное для таких художников самая трудная задача - верно задать тональность картине, поскольку - и в этом убеждена и Т.Лушникова - каждый объект и каждый цвет имеют свой характер и свою тональность. В комбинациях объектов участвует и фантазия, заставляющая исключать или дополнять что-либо. И это - верный путь от реализма ложного, видописного к реализму истинному.

Лушникова Татьяна. Золото Гридино В сочетании с трепетной живописью, полученной у своего учителя В.В.Загонека, и уверенным пониманием композиции, усвоенной у С.Д.Кичко - другого педагога Института им.И.Репина, собственные решения художницы определяют те основные черты ее собственного стиля, которые узнаются легко и всеми.

Лушникова Татьяна. Цветущий май В других темах пейзажа, как и в других жанрах. Татьяна Львовна отходит от аскетизма. Академический рисунок в жанровых композициях проступает уверенно и там, где удачно назначены роли для персонажей и предметного ряда появляются интересные образцы. Пожалуй, такими следует считать полотна "У окна" (2006, х.м.) и "Цветущий май" (2005, х.м.). Со светом на зрителя из холста исходит радость майского дня, то особое настроение, которое звучало когда-то в жизнеутверждающих симфониях недавнего прошлого, таких, например, как картина "Майский дождик" В.М.Сидорова (Брянский гос. муз.-худ. центр) и кинолента "Был месяц май" М.Хуциева.

Лушникова Татьяна. Затаенная деревня Во всех работах легко прочитывается мироощущение автора. У Татьяны Лушниковой мы замечаем готовность увидеть и разделить со зрителем радость и красоту в обыденном, способность услышать самой и донести до других негромкую, но пронзительную в своей чистоте музыку русской природы.

Натюрморты и южные пейзажи заметно отличаются от философии и эстетики северной темы. Радостная нота в них звучит настойчиво и вполне убедительно, но именно в "Русском Севере" ей удалось преодолеть тот трудный для каждого художника переход от уже найденных кем-то и освоенных тобой решений, до своих авторских.


Валерий Выборжанин



All right reserved © 2006-2015